Ее заочно окрестили «дорогой жизни» — трассу Салехард — Надым. Она проходит параллельно «Мертвой дороге» — сталинской стройки — и, наконец, свяжет полуостров Ямал с европейской частью страны. Работа здесь кипит уже несколько лет. В две смены, без праздников и выходных, дорожники прокладывают километр за километром. Внизу — вечная мерзлота, вверху — болото. Для строителей это одна из самых трудных автодорог в мире. «Здесь грунты сами по себе, сам рельеф местности нестабилен и часто сталкиваемся, когда мороз 40 градусов и бежит вода по земле, это очень частое явление и с этим приходится бороться, уводить воду, делать всякие сооружения», — делится Андрей Филиппов, начальник участка автодороги Салехард — Надым. С вечной мерзлотой приходится бороться — в основание дороги укладывают пеноплекс — это термостабилизирующий материал — и геосетки. Самые сложные участки пройдены, уверены дорожники. «Если брать по объемам земляных масс, земляного полотна, то выполнено порядка 65-70 процентов, у нас 125 километров введено в эксплуатацию, 80 километров с асфальтобетонным покрытием», — рапортует Алексей Федосов, начальник управления дорожного хозяйства департамента транспорта ЯНАО. Со стороны Надыма рабочие — также круглосуточно — устраняют просадки грунта. Явление для этой местности обычное. Один и тот же участок порой приходится уплотнять по несколько раз. Дорога строится одновременно с двух сторон. На участке протяженностью всего 338 километров будет 53 моста и мостовых перехода разной сложности. Мост через реку Надым — это последнее звено, которое свяжет западную часть Ямала с Большой землей. Его длина будет составлять 1334 метра, и мост будет состоять из двухполосной автомобильной дороги и одноколейной железной. И 12 из 13 его опор — уже готовы. Сейчас рабочие трудятся в авральном режиме. Это один из самых ответственных этапов — последнюю опору нужно установить до весеннего паводка. Затем начнут собирать металлические пролеты, которые будут надвигать по опорам с правого на левый берег реки. Паводок в работу уже вмешаться не сможет. При помощи домкратов и накаточных устройств, будет на ту сторону реки надвигаться. Завершающим этапом будет сборка 12 пролета и последующая его надвижка. 99 процентов материалов — отечественного производства — из Тюмени, Челябинска, Кургана и Омска. На некоторые в этом году подскочили цены, но с поставками пока проблем нет. Сейчас северяне с одного берега реки на другой могут попасть по сезонным переправам — ледовой и понтонной. Все ждут, когда возможность проехать не будет зависеть от погоды и времени года — иногда очередь здесь копится сутками.
Галина год трудится на понтонной переправе. С ее рабочего места хорошо видно стройку. Как только объект сдадут, женщина потеряет работу — отпадет надобность в переправе, но моста она ждет, как и все, — с нетерпением. «Работу можно найти, но мост все-таки хотелось бы, конечно, побыстрее, потому что тяжело. Я вот живу в Старом Надыме — тяжело добираться в распутицу, проблемы без моста», — жалуется Галина Глущук, диспетчер понтонной переправы. Если перебоев с финансированием не случится, то уже следующей зимой дорожники с салехардской и надымской сторон планируют соединиться. Трассу строят на деньги округа и межрегиональной программы «Сотрудничество».
Северный широтный ход соединит железнодорожные станции Обская и Коротчаево. У ямальских грузов — а это в основном углеводороды — появится путь не только по океану, но и наземная дорога. Уже сейчас понятно, что без грузопотока широтный ход не останется.
Источник новостей: Рамблер